Мусульманское искусство существенно отличается от христианского. Коран запрещает изображения людей и животных. Ислам не знал скульптуры, зато мусульманские художники создали бесконечное количество различных орнаментов, которыми они покрывали стены зданий, предметы домашнего обихода, ковры, одежду и ювелирные украшения, конскую упряжь и оружие.
Фантазия мусульманских зодчих развивалась так же стремительно, как преувеличивалось богатство и тяга к роскоши их правителей. Непревзойденными по сказочной красоте и богатству украшения являются мусульманские или мавританские постройки в Испании. Дворцы халифа и его вельмож утопали в роскоши, окруженные тенистыми садами с фонтанами и экзотическими птицами. Соединяя архитектуру, зелень и воду, арабские архитекторы хотели, чтобы природа «вошла» в архитектуру.
Почти невесомые колонны, их великое множество, несут похожие на пчелиные соты аркады и черепичные крыши. Точно кружевные, они кажутся настолько хрупкими, что напоминают сосульки или сталактиты в пещерах.
Волшебное ощущение еще больше усиливается от богатства цвета: капители белых колонн покрыты мерцающей позолотой, а арки фантастическим узором из золота, красной киновари и темной синей лазури.
Помещение Гарема (рис. 1)
Султанский дворец Топкапы, Стамбул. В декоративных мотивах встречаются символические образы, заимствованные из искусства Персии и Китая.
Комната под куполом (рис. 2)
Султанский дворец Топкапы, Стамбул. Кубе-алты
Тронный зал (рис. 3)
Султанский дворец Топкапы, Стамбул.
Красная крепость в Гранаде. (рис. 4)
Вид дворика в перспективе окружающего его дворца, сквозь колонны арочной галереи, показывает неистощимое разнообразие в формах декора.
Южная сторона «Миртового дворца» в Гранаде (рис. 5) открывается изящной, будто невесомой арочной галереей и полускрытими за резным декором окнами второго этажа. Резные деревянные решетки на окнах служат для защиты от ярких лучей южного солнца.
Арки в «Миртовом дворце» (рис. 6-7)
В исламской архитектуре широко использовались арки. В Испании арки имели характерный вид подковы, заимствованный из зодчества вестготов. Позднее эти формы уступили место более декорированным формам.